ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ 
Данные о ремиссии бронхиальной астмы (БА) у взрослых в мире ограничены, а в Российской Федерации не представлены. В отечественной литературе отсутствует информация о частоте, временных критериях и факторах, способствующих наступлению этого периода заболевания.
Целью исследования явилось определение особенностей течения и частоты ремиссии у взрослых пациентов с атопической БА (АБА) в Челябинске.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ амбулаторных карт пациентов (n = 313; возраст – 18–70 лет) с АБА. Наблюдение проводилось в 1992–2018 гг. Медиана продолжительности наблюдения составила 8 [5; 15] лет. Второй этап включал телефонное анкетирование и проведение теста по контролю над БА (Asthma Control Test – АСТ) 181 (58 %) больного. Клиническая ремиссия БА продолжительностью ≥ 1 года определялась при отсутствии симптомов без применения ингаляционных глюкокортикостероидов и короткодействующих β2-агонистов.
Результаты. Медиана возраста начала АБА у мужчин составила 14,5 [8; 22] года, у женщин – 28 [24; 36] лет (р < 0,001). Установлена 5-летняя разница между возрастом начала симптомов БА (22 года) и возрастом постановки диагноза (27 лет). Выявлено, что степень тяжести БА зависит от пола – у мужчин чаще отмечается легкое течение по сравнению с женщинами (р = 0,008). Сочетание аллергического ринита с БА отмечено в 78 % случаев. Доля лиц с пыльцевой аллергией составила 72 %. В развитии сезонной аллергии основными значимыми причинами (51 %) стали аллергены пыльцы деревьев. Различные варианты сочетания реакции к бытовым, эпидермальным и пыльцевым аллергенам (полисенсибилизация) выявлены у 80 % пациентов. Клиническая ремиссия у взрослых лиц с АБА определена в 22,7 % случаев, зависимость от пола пациента и возраста начала симптомов заболевания не выявлена. Медиана возраста в группе ремиссии была на 7 лет меньше и составила 33 [28; 39,5] года vs 40 [29; 51] лет (р = 0,015). Определены факторы, ассоциированные с ремиссией, – нормальное значение индекса массы тела (23 [21; 24] кг / м2 vs 25 [22; 29] кг / м2 ; р = 0,007), проведение элиминационных мероприятий (р < 0,001) и аллерген-специфической иммунотерапии (р < 0,001).
Заключение. Прогноз вероятности ремиссии БА и знание условий, при которых она развивается, значительно дополнит представление о БА, повысит не только уверенность врачей в успехе терапии, но и приверженность пациентов предложенному лечению.
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
В данном документе приведены обновленные технические стандарты Европейского респираторного (European Respiratory Society – ERS) и Американского торакального (American Thoracic Society – ATS) обществ по измерению поглощения монооксида углерода в легких методом одиночного вдоха. Последние рекомендации были опубликованы в 2005 г. Несмотря на то, что оба термина – диффузионная способность легких (DLCO) и трансфер-фактор СО (TLCO) – одинаково характеризуют поглощение монооксида углерода в легких, в данном документе используется термин DLCO. Специалистами совместной рабочей группы ERS и ATS проведен обзор недавно опубликованной литературы по этому вопросу, а также существующих технических возможностей и аппаратуры, производимой в мире. Представленные в данном документе рекомендации являются результатом консенсуса членов рабочей группы в соответствии с доказательствами, существующими сегодня по разным аспектам измерения DLCO. Более того, в документе отражено мнение экспертов, вошедших в рабочую группу, по тем вопросам, для которых высококачественные доказательства либо отсутствуют, либо являются недостаточно полными. Основные изменения в данных технических стандартах связаны с измерением DLCO с помощью систем, использующих газоанализаторы быстрого реагирования (RGA-газоанализаторы) для монооксида углерода и индикаторного газа, которые сегодня являются наиболее распространенными из выпускаемых аппаратов для измерения DLCO. Технические усовершенствования этих новых систем позволяют улучшить измерение DLCO и определить новые стандарты измерения легочного газообмена. Дополнительные материалы к данной статье доступны на сайте https://erj.ersjournals.com.
По материалам: Graham B.L., Brusasco V., Burgos F., Cooper B.G., Jensen R., Kendrick A., MacIntyre N.R., Thompson B.R., Wanger J. 2017 ERS/ATS standards for single-breath carbon monoxide uptake in the lung. Eur. Respir. J. 2017; 49 (1): pii: 1600016. DOI: 10.1183/13993003.00016-2016.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является одним из наиболее частых сопутствующих заболеваний при внебольничной пневмонии (ВП) у пожилых пациентов. Определение спектра типичных возбудителей ВП у лиц данной категории позволит оптимизировать эмпирическую антибактериальную терапию заболевания.
Целью исследования явилось изучение структуры возбудителей ВП у больных с ранее выявленной ХСН.
Материалы и методы. В проспективное наблюдательное клинико-микробиологическое исследование последовательно были включены пациенты (n = 50: 27 (54 %) женщин; средний возраст – 72,20 ± 9,48 года) с установленным диагнозом ХСН, госпитализированные с рентгенологически подтвержденной ВП. Все образцы мокроты, крови, мочи и орофаригнеальные мазки получены до назначения системных антибактериальных препаратов. Для идентификации типичных бактериальных возбудителей (Streptococcus pneumoniae, Staphylococcus aureus, энтеробактерий и т. п.) использовалось культуральное исследование мокроты. Детекция Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae и респираторных вирусов в мокроте или орофаригнеальном образце проводилась методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени. Для выявления растворимых антигенов Legionella pneumophila серогруппы 1 и S. pneumoniae в моче применялся иммунохроматографический тест.
Результаты. Этиологический диагноз ВП установлен в 23 (46 %) случаях. Отмечено, что наиболее частым возбудителем заболевания оказался S. pneumoniae – в 16 (69,7 %) случаев. У 3 (13,1 %) больных идентифицированы респираторные вирусы (вирус парагриппа типа 3, коронавирус и метапневмовирус человека). Частота выявления Haemophilus influenzae, S. aureus и Klebsiella pneumoniae составила по 1 (4,3 %) случаю соответственно. Коинфекция S. pneumoniae и вируса парагриппа также зарегистрирована у 1 (4,3 %) пациента.
Заключение. Продемонстрировано, что ведущими возбудителями ВП у взрослых госпитализированных пациентов c сопутствующей ХСН являлись S. pneumoniae и респираторные вирусы. В связи с ограничениями для культурального исследования мокроты у значительной части пожилых больных необходимо более широкое внедрение в клиническую практику иммунохроматографического теста на пневмококковую антигенурию. Атипичные микроорганизмы (M. pneumoniae, C. pneumoniae, L. pneumophila) в данной субпопуляции диагностического значения не имели, поэтому рутинное применение ПЦР-диагностики для их идентификации и анализа на легионеллезную антигенурию может быть неоправданным.
Представлены результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического в параллельных группах исследования (2011–2012) по изучению клинической эффективности и безопасности релиз-активных антител к интерферону (IFN)-γ, CD4-рецептору и гистамину (Эргоферон) в лечении острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) у взрослых пациентов.
Материалы и методы. Включены амбулаторные пациенты (n = 161) в возрасте 18–60 лет, наблюдавшиеся в 8 российских исследовательских центрах с признаками ОРВИ (в течение ≤ 48 ч от начала заболевания), рандомизированных в 2 группы случайным образом в соотношении 1 : 1 методом блоковой рандомизации. Пациенты 1-й группы (n = 76) получали релиз-активные антитела к IFN-γ, CD4-рецептору и гистамину; больные 2-й группы (n = 85) – плацебо в течение 5 дней. Эффективность терапии оцениваласьпо числу пациентов, у которых температура тела нормализовалась (≤ 37,0 °С) к исходу каждого из 5 дней лечения. Дополнительно оценивалась динамика приема жаропонижающих средств, продолжительность и выраженность основных симптомов заболевания, наличие осложнений.
Результаты. При анализе первичного критерия эффективности выявлено, что в 1-й группе в период терапии преобладали пациенты с нормальной температурой тела. Применение исследуемого препарата сопровождалось уменьшением доли лиц, нуждающихся в применении жаропонижающих средств, отсутствием случаев ухудшения течения заболевания и нежелательных реакций.
Заключение. В условиях двойного слепого плацебо-контроля доказана терапевтическая эффективность и безопасность релиз-активных антител к IFN-γ, CD4-рецептору и гистамину при лечении ОРВИ у взрослых.
Хронический риносинусит (ХРС) с полипами носа (ПН) или без таковых распространен среди взрослых больных муковисцидозом (МВ) в 90–100 % случаев. Околоносовые пазухи (ОНП) являются резервуаром хронической инфекции, что отрицательно сказывается на общем состоянии и прогнозе у пациентов с МВ. При этом методы лечения ХРС у больных этой категории в мире определены недостаточно.
Целью настоящего исследования явилось определение распространенности ХРС с ПН или без таковых среди взрослых пациентов с МВ в России, изучение особенностей течения ХРС, выработка оптимальной тактики лечения.
Материалы и методы. Изучение структуры оториноларингологической патологии выполнялось на выборке пациентов (n = 348) – граждан Российской Федерации (осмотр, опрос, компьютерная томография (КТ) пазух носа и аудиометрия по показаниям). Изучение ХРС производилось у пациентов (n = 28) с ХРС с ПН II степени с обеих сторон; больные были распределены на 2 равные группы. В обеих группах проведены эндоскопический осмотр, сбор анамнеза и жалоб при помощи опросника SNOT-20, КТ ОНП, риноманометрия, микробиологическое исследование мокроты и образцов из ОНП (полученных при пункции или интраоперационно), спирометрия, лабораторное исследование воспалительных маркеров в периферической крови). В 1-й группе (n = 14) выполнена эндоскопическая полисинусотомия, во 2-й – только консервативное лечение. Больные 1-й и 2-й групп получали консервативное лечение в течение 6 мес. (мометазон в полость носа, ингаляции муколитических и антибактериальных препаратов в область пазух носа через PARI SinusTM). Оценены результаты обследования до и после лечения, частота обострений легочной патологии.
Результаты. У больных обеих групп выявлено уменьшение жалоб пациентов, достоверное улучшение показателей КТ, риноманометрии, эндоскопической картины. В группе хирургического лечения отмечена более высокая положительная динамика перечисленных показателей. Понижение степени инфицирования патогенной флорой пазух носа и частоты обострений легочной патологии, повышение сатурации периферической крови кислородом и понижение достигнуто только у больных 1-й группы. Лечение ХРС не оказало значимого влияния на показатели спирометрии, микробный состав мокроты и уровень маркеров воспаления в периферической крови.
Заключение. Эндоскопическая полисинустотомия с последующей муколитической и антибактериальной терапией области пазух носа является эффективным и хорошо переносимым методом лечения ХРС для взрослых больных МВ.
Целью исследования явилось определение новых возможностей диагностики туберкулеза (ТБ) в пульмонологическом отделении стационара.
Материалы и методы. Изучены случаи ТБ (n = 49), выявленные в пульмонологическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница № 4» (ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 4»), рассчитанном на 150 коек. У 69,4 % больных отмечена сочетанная патология – вирус иммунодефицита человека и ТБ. Всем больным при поступлении в стационар проводился диагностический минимум – выяснялись наличие контакта с больными ТБ, перенесенный ТБ в анамнезе, отягощенная наследственность, проводились обзорная рентгенография в прямой и боковой проекциях, лабораторная диагностика. Для выявления микобактерий туберкулеза (МБТ) использовались мокрота и бронхоальвеолярная лаважная жидкость (БАЛЖ), полученная при проведении бронхоскопии. Проводились микроскопия по Цилю–Нильсену, молекулярно-ге не - тические методы (МГМ) GeneXpert MTB / RIF, посев на стандартные плотные и жидкие среды (BACTEC MGIT). Для изучения эффективности лабораторных методов и их сравнения в анализ включались только случаи ТБ, подтвержденные при обнаружении МБТ.
Результаты. При выполнении стандартного диагностического минимума при подозрении на ТБ у пациентов, госпитализированных в пульмонологическое отделение ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 4», показано, что целенаправленный опрос, сбор анамнеза являлись информативными на момент поступления пациента только в 4 % случаев. При бактериоскопии мокроты на наличие бацилл Коха (БК) положительные результаты (БК+) выявлены в 12 (27,3 %) случаях. Бронхоскопия с анализом БАЛЖ выполнена у 18 (36,7 %) больных, из них БК+ обнаружены в 52 (5 %) случаях. МБТ при МГМ выявлены у 49 (100 %) пациентов, подтверждены ростом МБТ на жидких средах (BACTEC MGIT) у 48 (97,9 %). Диагностика ТБ с помощью GeneXpert в случаях отрицательного результата микроскопии мокроты на МБТ в течение первых 3 суток обследования проводилась в среднем в течение 10,4 ± 5,3 суток.
Заключение. Показана высокая диагностическая значимость методики GeneXpert при диагностике ТБ, при этом сопоставимый по эффективности с BACTEC результат превзошел таковой при проведении стандартной микроскопии по скорости и чувствительности. Установлено, что эффективность диагностики ТБ в общей лечебной сети в случае отрицательной бактериоскопии при применении МГМ повышается, что позволяет рекомендовать его использование для проведения диагностического минимума при обследовании пациентов с высокой степенью подозрения на ТБ.
ЛЕКЦИИ 
ОБЗОРЫ 
ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ 
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ 
ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ 
ЮБИЛЕИ 
ISSN 2541-9617 (Online)