РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА
ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальным методом изучена отдаленная выживаемость без неблагоприятного исхода бронхиальной астмы (БА ) в 3 группах пациентов, различавшихся по качеству медицинской помощи и обучения (КМПиОП). Установлено, что недостаточное обучение пациентов и низкое качество медицинской помощи являются неблагоприятным и прогностическим и факторам и при БА. Наиболее прогностически неблагоприятны : формальный характер динамического наблюдения за больными , неправильный стереотип действий пациентов при обострении БА, отсутствие у пациентов осознанного подхода к лечению и профилактике обострений БА. Влияние КМП и ОП на течение БА имеет отсроченный характер, что следует учитывать при оценке эффективности обучавших программ и изменений организации медицинской помощи больным БА.
Обучение больных бронхиальной астмой – одна из важнейших задач практического здравоохранения. В связи с этим была создана обучающая программа и проведено исследование ее эффективности в группе из 60 амбулаторных больных бронхиальной астмой. Программа состояла из 12 тем, касающихся основных принципов самоконтроля и самоведения заболевания. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 1,5 месяца в группах больных астмой. Количество больных в каждой группе составило 10–15 человек. Длительность каждого занятия составляла 1 час – 1 час 30 минут. Контрольную группу составили 29 больных астмой, не проходивших обучение. Результатами проведения программы стало снижение числа госпитализаций в основной группе больных в 2,3 раза, числа вызовов скорой помощи в 2 раза, числа обострений заболевания в 1,6 раза. Резко возросло число больных, использующих приборы индивидуального пользования – пикфлоуметры, спейсеры, ультразвуковые ингаляторы, улучшилась техника ингаляций. Таким образом, полученные данные доказывают эффективность разработанной обучающей программы и целесообразность ее широкого применения.
Проводилось исследование функциональной активности легочного сурфактанта у больных со злокачественными новообразованиями и неспсцифическим воспалительным процессом в ткани легкого. С помощью поверхностных весов Вильгельми определялись основные показатели поверхностно-активных свойств: ПНмин. и ПНмакс., петля гистерезиса и ИС бронхоальвеолярных смывов. Исследовалось также статическое ПН конденсата влаги выдыхаемого воздуха (экспирата). Результаты исследования показали достоверное понижение поверхностно-активных свойств БАС при пневмонии (ИС = 0,58±0,04, р<0,001). При исследовании больных с опухолевым процессом наблюдались различия в показателях ПН и ИС. У больных раком легкого III–IV степени с выраженным вовлечением легочной ткани и развитием ателектазов наблюдалось значительное угнетение поверхностно-активных свойств (ИС = 0,4 ±0,03, p<0,001), тогда как при небольших степенях развития рака показатели ПН достоверно не отличались от таковых при пневмонии (ИС = 0,62±0,06 и 0,58+0,04 соответственно), что свидетельствует о неспецифичности угнетения функциональной активности сурфактанта при опухолевом развитии. При исследовании экспирата отмечалось незначительное увеличение статического ПН при пневмонии и злокачественных новообразованиях по сравнению с контролем.
Мсжиндивидуальные вариации в форме отношений поток-объем маневра ФЖЕЛ изучены у 2009 мужчин и 1910 женщин в возрасте от 20 до 70 лет, признанных практически здоровыми при массовом обследовании населения отдельных районов Санкт-Петербурга. На основе качественного анализа выделено 3 основных типа ниспадающей части кривой: близкая к “прямолинейной”, “выпуклая” и “вогнутая” по отношении к оси объема. Внутри “выпуклых” кривых были выделены 3 формы: близкая к сфере, близкая к трапеции и трапециевидная с вогнутостью в последней 1/4 ФЖЕЛ. “Согнутые” кривые различались по степени прогиба к оси объема: прогиб в последней 1/4 ФЖЕЛ, умеренно выраженная вогнутость всей кривой, резко выраженная вогнутость, близкая к той, которая наблюдается у больных с нарушениями проходимости ДП. “Выпуклые” формы были установлены у 23% обследованных здоровых, “прямолинейная” – у 15%, “вогнутые” – 41%, а “патологическивогнутые” – у 11%. Соответственно выделенной форме отношений поток-объем маневра ФЖЕЛ существенно различались объемные (ФЖЕЛ и ОФВ1), скоростные (ПОС, МОС50, МОС75, СОС25-75) и временные (СПВ, ТфЖЕЛ) показатели. ФЖЕЛ и ОФВ1 МОС50 и МОС75 были больше в случаях с “выпуклыми” формами и уменьшались при увеличении “вогнутости” кривой. СПВ и ТфЖЕЛ, напротив, возрастали в группах с “вогнутыми” формами по мере ее увеличения. Установлено, что “вогнутые” формы более характерны для мужчин и женщин старше 40 лет. Связи появления “патологически вогнутой” формы и курения не обнаружено. Более частое выявление “вогнутой” формы отношений поток–объем у здоровых мужчин и женщин старше 50 лет, вместе с наличием “выпуклых” форм у людей этого возраста позволяют связать формирование той или иной формы кривой отношений поток–объем маневра ФЖЕЛ с возрастными изменениями податливости крупных ДП и паренхимы легких, определяющих динамику потока воздуха в процессе маневра ФЖЕЛ. “Вогнутые” формы отношений поток–объем, полученные более чем у 1/2 обследованных здоровых (52%), не дают оснований рассматривать их однозначно как качественный диагностический признак патологии со стороны механических свойств аппарата вентиляции.
Надежность критериев определения границ нормальных значений показателей, рассчитываемых из регистрации отношений поток–объем–время в процессе маневра ФЖЕЛ, была проанализирована при оценке результатов обследования 3544 практически здоровых людей. При анализе были использованы ранее разработанные в Центре критерии определения границы нормальных значений показателей, которая определяется на уровне (М-1,64σ) разброса показателя у здоровых при выражении его в % должных величин. Установлено, что для ФЖЕЛ, ОФВ1 ПОС, МОС25 и СОС25-75 этот критерий обеспечивает достаточную диагностическую надежность. Но при оценке МОС50 и МОС75 его использование может приводить к диагностике уменьшения показателя у здоровых, имеющих “вогнутые формы отношений поток–объем маневра ФЖЕЛ на участке падения потока. Поскольку из-за известной большой межиндивидуальной вариабельности МОС второй 1/2 ФЖЕЛ дальнейшее расширение диапазона их нормальных значений нерационально, то более оправданной является оценка результатов теста ФЖЕЛ на основе одновременного определения выраженности изменений величин ФЖЕЛ, ОФВ1, ПОС, МОС25, МОС50, МОС75 и СОС25-75.
Эффективность сальметерола оценивали у 11 больных бронхиальной астмой легкой степенью тяжести в стадии нестойкой ремиссии. Пациенты ингалировали сальметерол (Glaxo Gmbh, Bad Oldesloe, Германия) в виде сухой пудры через дискхалер 2 раза в сутки по 50 мкг в течение 4 недель.
После регулярного приема сальметерола у больных бронхиальной астмой отмечалось достоверное улучшение показателей ФВД (увеличение ФЖЕЛ на 6,0%, ОФВ1 на 6,5%, FEF25 на 9,0%, sGaw на 40,9% и снижение RV на 20,8%) и снижение чувствительности дыхательных путей к гистамину (увеличение значения логарифма ПК20 на 0,6 мг/мл, р<0,05). Это соответствует увеличению ПК20 к гистамину в среднем в 2,87 раза. В течение всего периода у пациентов поддерживалась стойкая ремиссия.
Сальметерол при длительном приеме является высокоэффективным средством у больных бронхиальной астмой легкой степени тяжести.
Исследовали генерацию активных форм кислорода (АФК) альвеолярными макрофагами и лейкоцитами крови у 20 больных саркоидозом, 15 идиопатическим фиброзирующим альвеолитом (ИФА) и 20 добровольцев с использованием метода люминолзависимой хемилюминссценции. Состояние перекисного окисления липидов (ПОЛ) оценивали по содержанию малонового диальдегида (МДА). Антиперекисную активность плазуы (АПА) исследовали по устойчивости к инициированию ПОЛ перекисью водорода. Биоптаты легкого отданных больных исследовали методами электронной микроскопии и иммуногистохимии. В фазе обострения саркоидоза и на ранних стадиях ИФА отмечалось достоверное по сравнению с контролем (р<0,01) увеличение показателей генерации АФК как лейкоцитами крови, так и альвеолярными макрофагами (p<0,05). В период ремиссии саркоидоза и при ИФА в стадии “сотового легкого” показатели генерации АФК снижались до контрольного уровня. Нозологическое своеобразие ИФА, отличающее его от саркоидоза, заключалось в нарастании показателей ПОЛ на фоне снижения генерации АФК, тогда как при саркоидозе отмечается однонаправленные параллельные колебания генерации АФК и процессов ПОЛ. Альвеолярные макрофаги при ИФА отличаются более высокими показателями генерации АФК, моноцитоидным типом дифференцировки и высокой синтетической активностью, что было показано при электронной микроскопии и иммуногистохимии. Усиление генерации АФК обуславливает необходимость включения антиоксидантов в терапию саркоидоза и ИФА.
Произведенное в г. Светогорске в России с 1992 г. по 1993 г. исследование для выявления влияния сернистых соединений атмосферного воздуха на здоровье населения являлось частью общего финляндско-российского исследования “ИЭВА”. В России раньше не публиковались сведения о влиянии атмосферных загрязнений на здоровье населения, подвергающегося воздействию выбросов. Концентрации дурно пахнущих сернистых соединений и двуокиси серы в промышленном городе Светогорске относительно Лосево контролировались постоянно работающими измерительными приборами. Вместе с этим среди населения распространялся специальный опросник по состоянию здоровья. В анкете запрашивалось о различных, касающихся здоровья, сведениях, о появлении симптомов (головная боль, раздражение глаз и носа, кашель и одышка) в течение прошедших 13 месяцев. Анкеты распространялись среди 1100 человек, при этом 990 анкет пришлось на территорию города Светогорска. Анализируемые ответы были получены у 430 человек в г. Светогорске (43%) и у 85 человек в п. Лосево (77%). Наибольшее моментальное значение общей концентрации дурно пахнущих сернистых соединений (ТRS) в г. Светогорске, 144 кгг/куб.м, было примерно в три раза больше, чем в п. Лосево. Средние величины часовых средних дурно пахнущих сернистых соединений в г. Светогорске были 5 мкг/куб.м (период измерения с 06.0. по 24.06.1992 г.) и в п. Лосево 12 мкг/куб.м (период измерения с 21.07. по 07.11.1992 г.). В г. Светогорске наибольшая часовая средняя концентрация двуокиси серы была 540 мкг/куб.м и наибольшая суточная величина 125 мкг/куб.м, в п. Лосево наибольшая часовая средняя была 123 мкг/куб.м и наибольшая суточная величина 33 мкг/куб.м. Во время всего периода измерения средняя величина концентрации двуокиси серы в г. Светогорске была 16 мкг/куб.м и в п. Лосево 10 мкг/куб.м.
В статье по литературным данным рассматривается роль эндотелиального расслабляющего фактора на гипоксическую вазоконстрикцию, регуляцию легочного кровообращения, легочного артериального давления и легочно-сосудистого сопротивления в экспериментальных условиях. Описываются новые возможности корватона в лечении легочной гипертензии и его влияние на легочное кровообращение.
Исследована топохимия и активность НАДФН-диафоразы, солокализованной с NO-синтазой в эпителии бронхов плодов человека первой и второй половин беременности. Наличие энзима установлено в бронхиолах 11, 13 и 16 порядков деления. Показано, что активность НАДФН-диафоразы в направлении от бронхиол 11 порядка к бронхиолам 16 порядка снижена у плодов первой половины и повышена у плодов второй половины беременности. Последнее свидетельствует о готовности легких к функционированию.
Проведен клинико-анатомический анализ 107 наблюдений дифтерии с летальным исходом у взрослых в период с 1991 по 1995 гг. Поражение органов дыхания является самым частым осложнением современной дифтерии. Особенностью крупа является его раннее развитие и распространение вплоть до бронхиол. Поражения легких при дифтерии носят неоднородный характер, что обусловлено различными возбудителями. Изменения, вызываемые в респираторных отделах дифтерийными коринобактериями, весьма характерны и позволяют проводить морфологическую дифференциальную диагностику с другими этиологическими формами.
Разработана экспериментальная модель неинфекционного гранулематоза легких. При аэрозольном в ведении сефадекса А-25 у крыс Вистар развивается гранулематоз легких, морфологически характеризующийся образованием зрелых макрофагальных гранулем в сочетании с острым бронхитом и альвеолитом. Гранулематозная реакция легких сопровождается выраженной гиперплазией лимфоидных фолликулов бронхов. В бронхоальвеолярном смыве увеличивается количество клеточных элементов, и среди них повышается процентное содержание нейтрофилов, лимфоцитов и многоядерных макрофагов. Максимально выраженные изменения указанных показателей отмечаются на 7-е сутки после аэрозольного введения сефадекса А-25. На разработанной модели неинфекционного гранулематоза легких продемонстрирована, на примере будесонида, возможность использования ее для оценки эффективности противовоспалительных и иммуномодулирующих фармакологических препаратов, используемых в пульмонологии.
ЗАМЕТКИ ИЗ ПРАКТИКИ
НОВОЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТАХ
САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ПУЛЬМОНОЛОГА
НЕКРОЛОГ
ХРОНИКА. ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 2541-9617 (Online)