Preview

Пульмонология

Расширенный поиск

Эффективность обучения больных ХОБЛ

https://doi.org/10.18093/0869-0189-2007-0-6-43-48

Полный текст:

Аннотация

Нами проведено рандомизированное контролируемое исследование по оценке эффективности обучения больных ХОБЛ. Основной критерий включения — наличие стабильной ХОБЛ (GOLD 2003). Была разработана оригинальная образовательная программа для обучения больных основным навыкам самоконтроля и самоведения. Преподавание велось по индивидуальной методике, в небольших группах (3-4 человека), в сочетании с физической реабилитацией и без нее. В исследование было включено 89 больных ХОБЛ. 75 больных были подразделены на 4 подгруппы в зависимости от методики обучения, и 14 пациентов, не прошедших обучение и физическую реабилитацию, составили контрольную группу. Эффективность предложенной образовательной программы была подтверждена с помощью теста контроля уровня базисных знаний о болезни. Влияние на течение заболевания изучалось по количеству госпитализаций, обострений, вызовов с удовольствием скорой помощи в течение года. Проводилось мониторирование ФВД (ФЖЕЛ, ОФВ1), уровня диспноэ и толерантности к физической нагрузке. Изучение влияние процесса обучения на качество жизни проводилось с помощью общего вопросника SF-36 и специализированного вопросника SGRQ. Обучение больных ХОБЛ снижает количество вызовов скорой помощи в течение последующего года. Обучающий процесс не оказывает влияния на количество обострений, но изменяет структуру обострений в пользу более легких. Обучение не воздействует на количество госпитализаций в течение года, функциональные показатели, толерантность к физической нагрузке и уровень одышки. Обучение больных ХОБЛ повышает как общее, так и специфическое качество жизни, в основном, за счет эмоционального компонента. У пациентов, прошедших курс физической реабилитации повысилась толерантность к физической нагрузке и уменьшилась одышка. Обучающий процесс улучшает качество жизни больных, в основном, за счет эмоциональной сферы. Обучение больных ХОБЛ является необходимой частью лечебного процесса. Наиболее эффективно индивидуальное обучение в сочетании с физической реабилитацией. Положительный эффект процесса обучения сохраняется в течение ограниченного времени.

Для цитирования:


Семенюк С.А., Белевский А.С., Мещерякова Н.Н. Эффективность обучения больных ХОБЛ. Пульмонология. 2007;(6):43-48. https://doi.org/10.18093/0869-0189-2007-0-6-43-48

For citation:


Semenyuk S.A., Belevsky A.S., Meshcheryakova N.N. Efficacy of education of COPD patients. PULMONOLOGIYA. 2007;(6):43-48. (In Russ.) https://doi.org/10.18093/0869-0189-2007-0-6-43-48

Просмотров: 324


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 0869-0189 (Print)
ISSN 2541-9617 (Online)