Поражение легких как осложнение терапии амиодароном


https://doi.org/10.18093/0869-0189-2016-26-2-246-253

Полный текст:


Аннотация

В обзоре представлены литературные данные об одном из самых опасных побочных эффектов антиаритмического препарата III класса амиодарона – поражении легких, т. н. амиодарон-индуцированной легочной токсичности (АИЛТ). Проанализированы данные о распространенности этого осложнения, факторов, предрасполагающих к его развитию, взаимосвязь дозировок, длительности приема амиодарона и вероятности АИЛТ. Освещены вопросы клинической фармакологии и наиболее распространенных побочных эффектов амиодарона. Описаны патофизиологические, патоморфологические особенности, клинические проявления и осложнения АИЛТ, включая диффузный пневмонит, бронхиолит, дыхательную недостаточность и острый респираторный дистресс-синдром. С целью диагностики АИЛТ отмечены характерные результаты лабораторных, инструментальных методов исследования, в частности оценка функции внешнего дыхания, рентгенография органов грудной клетки, компьютерная томография высокого разрешения и биопсия легких. Лечебные приемы при ведении пациентов с АИЛТ включают снижение дозировки, полное прекращение приема препарата и назначение глюкокортикостероидов. В профилактических целях для снижения риска развития АИЛТ рекомендована изначальная спирометрическая оценка функции легких, рентгенографический контроль и информирование пациентов о возможных проявлениях этого тяжелого легочного осложнения при лечении амиодароном.


Об авторах

Н. Т. Ватутин
ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького»: 83003, Украина, Донецк, пр. Ильича, 16; ГУ «Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В.К.Гусака НАМН Украины»: 83000, Украина, Донецк, Ленинский проспект, 47
Украина

д. м. н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького», и. о. зав. отделом неотложной и восстановительной кардиохирургии ГУ «Институт неотложной и восстановительной хирургии им. В.К.Гусака НАМН Украины»; тел.: (38062) 385-05-17;



Г. Г. Тарадин
ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького»: 83003, Украина, Донецк, пр. Ильича, 16;
Украина

 к. м. н., доцент кафедры госпитальной терапии ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького»; тел.: (38062) 385-05-17;



Ю. П. Гриценко
ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького»: 83003, Украина, Донецк, пр. Ильича, 16;
Украина

студент IV курса медицинского факультета № 1 ГО «Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького»; тел.: (38062) 385-05-17;



Список литературы

1. Williams E.M.V. A classification of antiarrhythmic actions reassessed after a decade of new drugs. J. Clin. Pharmacol. 1984; 17: 129–147.

2. Roy D., Talajic M., Dorian P. et al. Amiodarone to prevent recurrence of atrial fibrillation. Canadian trial of atrial fibrillation investigators. N. Eng. J. Med. 2000; 342: 913–20.

3. Мазур Н.А. Практическая кардиология. М.: ИД «Медпрактика»; 2012.

4. Ernawati D.F., Stafford L., Hughes F.D. Amiodarone-induced pulmonary toxicity. Br. J. Clin. Pharmacol. 2008; 66: 82–87.

5. Jarand J., Lee A., Leigh R. Amiodaroma: an unusual form of amiodarone-induced pulmonary toxicity. CMAJ. 2007; 176: 1411–1413.

6. Range F.T. Amiodarone-induced pulmonary toxicity – a fatal case report and literature review. Cardiovasc. Drugs. 2013; 27 (3): 247–254. DOI: 10.1007/s10557-013-6446-0.

7. Wolkove N., Baltzan M. Amiodarone pulmonary toxicity. Can. Respir. J. 2009; 16: 43–48.

8. Dharmarajan T.S., Shah A.B., Dharmarajan L. Amiodarone-induced pulmonary toxicity: potentially fatal, recognize early during life! J. Am. Geriatr. Soc. 2008; 56: 1363–1365.

9. Papiris S.A., Triantafillidou C., Kolilekas L. et al. Amiodarone: review of pulmonary effects and toxicity. Drug Saf. 2010; 33: 539–558.

10. Goldschlager N., Epstein A.E., Naccarelli G.V. et al. A practical guide for clinicians who treat patients with amiodarone. Heart Rhythm. 2007; 4: 1250–1259.

11. Camus P., Martin W.J. II, Rosenow E.C. III. Amiodarone pulmonary toxicity. Clin. Chest Med. 2004; 25: 65–75.

12. Sunderj R., Kanji Z., Gin K. Pulmonary effects of low dose amiodarone: a review of the risks and recommendations for surveillance. Can. J. Cardiol. 2000; 16: 1435–1440.

13. Ott M.C., Khoor A., Leventhal J.P. et al. Pulmonary toxicity in patients receiving low-dose amiodarone. Chest. 2006; 123: 646–651.

14. Fabiani I., Tacconi D., Grotti S. et al. Amiodarone-induced pulmonary toxicity mimicking acute pulmonary edema. J. Cardiovasc Med. (Hagerstown). 2011; 12: 361–365.

15. Ashrafian H., Davey P. Is amiodarone an underrecognized cause of acute respiratory failure in the ICU? Chest. 2001; 120: 275–282.

16. Saussine M., Colson P., Alauzen M., Mary H. Postoperative acute respiratory distress syndrome: a complication of amiodarone associated with 100 percent oxygen ventilation. Chest. 1992; 102: 980–981.

17. Greenspon A.J., Kidwell G.A., Hurley W., Mannion J. Amiodarone-related postoperative adult respiratory distress syndrome. Circulation. 1991; 84: 407–415.

18. Siddoway L. Amiodarone: guidelines for use and monitoring. Am. Fam. Physician. 2003; 68: 2189–2196.

19. Vassallo P., Trohman R.G. Prescribing amiodarone: an evidence-based review of clinical indications. JAMA. 2007; 298: 1312–1322.

20. Zimetbaum P. Amiodarone for atrial fibrillation. N. Eng. J. Med. 2007; 356: 935–941.

21. Schwaiblmair M., Berghaus T., Haeckel T. et al. Amiodarone-induced pulmonary toxicity: an under-recognized and severe adverse effect? Clinical research in cardiology. Germ. Card. Soc. 2010; 99: 693–700.

22. Malhotra A., Muse V.V., Mark E.J. An 82 year old man with dyspnea and pulmonary abnormalities. Case records of the Massachusetts General Hospital. N. Eng. J. Med. 2003; 348: 1574–1585.

23. Viswam D., Nair S.G., Patel V., Nagaraj. Ultra-short course of low-dose amiodarone-induced post-operative fatal pulmonary toxicity. J. Assoc. Physicians. India. 2011; 59: 443–447.

24. Iskandar S.B., Abi-Saleh B., Keith R.L. et al. Amiodarone-induced alveolar hemorrhage. South Med. J. 2006; 99: 329–330.

25. Handschin A.E., Lardinois D., Schneiter D. et al. Acute amiodarone-induced pulmonary toxicity following lung resection. Respiration. 2003; 70: 310–312.

26. Lee W., Ryu D.R., Han S.S. et al. Very early onset of amiodarone-induced pulmonary toxicity. Korean. Circ. J. 2013; 43: 699–701. DOI: org/10.4070/kcj.2013.43.10.699.

27. Фещенко Ю.И., Рекалова E.M., Бегоулева Ж.Б. и др. Два случая амиодарон-индуцированной легочной токсичности. Український пульмонологiчний журнал. 2004; 4: 55–58.

28. Nacca N.J., Bhamidipati C.M., Yuhico L.S. et al. Severe amiodarone induced pulmonary toxicity. Thorac. Dis. 2012; 4 (6): 667–670. DOI: 10.3978/j.issn.2072-1439.2012.06.08.

29. Van Mieghem W., Coolen L., Malysse I. et al. Amiodarone and the development of ARDS after lung surgery. Chest. 1994; 105: 1642–1645.

30. Chuang C.L., Chern M.S., Chang S.C. Amiodarone toxicity in a patient with simultaneous involvement of cornea, thyroid gland, and lung. Am. J. Мed. Sci. 2000; 320: 64–68.

31. Endoh Y., Hanai R., Uto K. et al. Diagnostic usefulness of KL-6 measurements in patients with pulmonary complications after administration of amiodarone. J. Cardiol. 2000; 35: 121–127.

32. Azzam I., Tov N., Elias N., Naschitz J.E. Amiodarone toxicity presenting as a pulmonary mass and peripheral neuropathy: the continuing diagnostic challenge. Postgrad. Med. J. 2006; 82: 73–75.

33. Tanawuttiwat T., Harindhanavudhi T., Hanif S., Sahloul M.Z. Amiodarone-induced alveolar haemorrhage: a rare complication of a common medication. Heart Lung Circ. 2010; 19 (7): 435–437. DOI: 10.1016/j.hlc.2010.01.008.

34. Aasbo J.D., Lawrence A.T., Krishnan K. et al. Amiodarone prophylaxis reduces major cardiovascular morbidity and length of stay after cardiac surgery: a meta-analysis. Ann. Intern. Med. 2005; 143: 327–336.

35. Барламов П.Н., Мокрушина Ю.С., Щекотов В.В. Пневмопатия, индуцированная приемом амиодарона. Клиническая медицина. 2013; 91 (8): 64–66.

36. Okayasu K., Takeda Y., Kojima J. et al. Amiodarone pulmonary toxicity: a patient with three recurrences of pulmonary toxicity and consideration of the probable risk of relapse. Intern. Med. 2006; 45: 1303–1307.

37. Benassi F., Molardi A., Righi E. et al. ECMO for pulmonary rescue in an adult with amiodarone-induced toxicity. Heart Vessels. 2015; 30 (3): 410–415. DOI: 10.1007/s00380-014-0487-6.

38. Mankikian J., Favelle O., Guillon A. et al. Initial characteristics and outcome of hospitalized patients with amiodarone pulmonary toxicity. Respir. Med. 2014; 108 (4): 638–646.

39. Card J.W., Racz W.J., Brien J.F., Massey T.E. Attenuation of amiodarone induced pulmonary fibrosis by vitamin E is associated with suppression of transforming growth factor-beta1 gene expression but not prevention of mitochondrial dysfunction. J. Pharmacol. Exp. Ther. 2003; 304: 277–283.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ватутин Н.Т., Тарадин Г.Г., Гриценко Ю.П. Поражение легких как осложнение терапии амиодароном.  Пульмонология. 2016;26(2):246-253. https://doi.org/10.18093/0869-0189-2016-26-2-246-253

For citation: Vatutin N.T., Taradin G.G., Gritsenko Y.P. Lung injury as a complication of treatment with amiodarone. Russian Pulmonology. 2016;26(2):246-253. (In Russ.) https://doi.org/10.18093/0869-0189-2016-26-2-246-253

Просмотров: 1272

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


ISSN 0869-0189 (Print)
ISSN 2541-9617 (Online)