Медико-социальное значение обучения больных бронхиальной астмой
Аннотация
В проблеме обучения больных бронхиальной астмой имеет значение не только повышение уровня знаний пациентов, их более правильное следование назначениям и улучшение течения бронхиальной астмы, но и состояние психоэмоциональной сферы, что напрямую сказывается на качестве жизни больных.
Исследование посвящено изучению медико-социального значения обучения больных, в том числе его влияния на психоэмоциональную сферу. Помимо улучшения медицинских показателей, продемонстрировано, что у больных значительно улучшались параметры, отражающие состояние их вегетативной нервной системы, а также снижался уровень психоэмоционального напряжения. Данные результаты получены с помощью использования специального опросника, теста Люшера и кардиоинтервалографии по P.M. Баевскому.
Полученные данные показывают важность обучения больных и демонстрируют еще одну сторону его эффективности – влияние на психоэмоциональный статус больного.
Об авторах
К. А. ГаркаловРоссия
г. Акмола; Москва
А. С. Белевский
Россия
г. Акмола; Москва
Список литературы
1. Адо А.Д. Социальное и биологическое в проблеме бронхиальной астмы // Клин.мед. — 1982. — № 2. — С. 4—10.
2. Булатов П.К. О неврогенных факторах в патогенезе и клинике бронхиальной астмы // Бронхиальная астма. — Л., 1962. — С. 9—27.
3. Волков В.Т. Деонтологические аспекты реабилитации нервно-психических расстройств у больных бронхиальной астмой // Реабилитация нервно-психических больных. — Томск, 1984. — С. 64—68.
4. Квасенко A.B., Зубарев Ю.Г. Психология больного. — Л., 1980.
5. Ковалев В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. — М., 1972. — С. 47—50.
6. Копана О.С., Суслова С.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. психол. — 1995. — № 3. — С. 119—133.
7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.
8. Федосеев Г.В., Куприянов С.Ю. Бронхиальная астма как способ патологической адаптации к микросоциальной среде // Тер арх. — 1985. — № 5. — С. 31—36.
9. Филиппов В.П. Психосоматические соотношения при бронхиальной астме: Дис. ... канд. мед. наук. — Л., 1976.
10. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. — М., 1985.
11. Lefevre F., Just J., Grimfeld A. Psychology of adolescent asthma // Med. Hyg. — 1993. — Vol. 51. — P. 1440—1442.
12. MONICA Psychosocial Optional Study. Suggested Measurement Instruments. (WHO Facsimile Urgent. 3037 MRC. August.). — Geneva, 1988.
Рецензия
Для цитирования:
Гаркалов К.А., Белевский А.С. Медико-социальное значение обучения больных бронхиальной астмой. Пульмонология. 1996;(4):28-33.
For citation:
Garkalov K.A., Belevsky A.S. The medico-social significance of education of patients with bronchial asthma. PULMONOLOGIYA. 1996;(4):28-33. (In Russ.)